Московская группа Silence Kit записала свою третью пластинку — «The Great Red Spot». Хмурую бессловесную гитарную музыку эти люди по-прежнему играют точнее и умнее, чем все остальные местные построкеры, — вот и на новом альбоме имеются четыре продолжительные песни, в которых находится место и тоскливым мелодиям, и индустриальному копошению. Проблема в том, что такой музыки все-таки стало слишком много, причем довольно давно. Лучше всего Silence Kit звучат, когда играют жестко, яростно и без длиннот, — по счастью, таких моментов на «The Great Red Spot» хватает.
Это достаточно редкий случай, когда русские делают действительно концептуальную музыку. Навскидку, если отбросить различные перформансы, вроде Theodor Bastard или Театр Яда, я даже не смогу припомнить ни один альбом, когда музыканты садились и играли о чем-то. Разве что Boschs With You, но они все же как-то сторонятся, по-моему, быть среди грандов отечественной инструментальной музыки слишком уж группа в себе, к тому же музыка скорее располагает к одиночеству, нежели Silence Kit или Everything is Made in China.
Тем не менее, наш «пост-рок» (в последнее время термин дискредитировал себя различным словоблудием, вроде «happy post-rock», поэтому гораздо проще употреблять привычный термин «инструментальная музыка» благо, все понимают, о чем, собственно, речь) уже вырос из того, чтобы следить за западной модой и старательно копировать все под кальку. Точнее, главные группы уже выросли из, и теперь попросту задают тон. С русской музыкой уже считаются, как можно посмотреть на разных западных ресурсах. Пока оценивают примерно на уровне плинтуса (вспомните рецензию на An A-Bomb to Wake Up!), но все же считаются.
The Great Red Spot, без скидок, один из лучших пост-рок альбомов, что выходили в России. В общем и целом, это тот редкий случай, когда парни взяли и собрали все самое лучшее, что было до них, качественно переработали и выдали на гора музыку, с которой нужно не просто считаться, но ценить гораздо выше. Silence Kit сделали диск, который по уровню проработки, глубины и разнообразия стоит куда выше любимчиков западной сцены (в этом месте нужно остановиться и почитать The Silent Ballet на предмет «топовых» альбомов). Мутные завихрения разных Tulsa Drone или The Giants попросту курят в стороне это очень одноразовая музыка. Послушал и забыл. Здесь все гораздо интереснее.
Вообще, первые впечатления от TGRS не самые приятные. Во-первых, кажется, что музыка очень «угловата». Фирменный стиль Silence Kit подразумевает своеобразное построение композиций: они состоят из нескольких независимых частей, которые могут переплетаться (а могут и не). Причем, зачастую плавных переходов нет. Части просто вклиниваются одна в другую, либо разделяются тишиной. Причем часто теряешь ощущения перехода между композициями. Это как театральное представление, где резко меняются декорации (если отбросить, что такие переходы происходят пару раз за все выступление), но действие суть то же самое. Нет, в общем, и единой музыкальной темы на первый взгляд. Вместе с тем, с нескольких прослушиваний реально понимаешь, насколько там все тесно переплетено и взаимосвязано. Музыка, которую хочется переслушивать неоднократно это не зря. Во-вторых, звучание упростилось. В целом, утяжелилось. Зачастую многие моменты напоминают какой-то чертов металл: те же риффы, те же музыкальные ходы. Не сказать, что это такой уж плохо, вовсе нет. Но это менее интересно, чем было на том же Pieonear. Впрочем, здесь тяжесть достаточно органично вплетена в общую структуру и не сильно режет слух. Активное использование различных шумов
Звук упростился, что же осталось?
Осталась та неуловимая субстанция, которая зовется в народе избитым словом «атмосфера». Меня так и тянет кидать удобные штампы, пользоваться различными клише: атмосфера потрясающая. Это довольно непростой альбом, чтобы прочувствовать его с первого раза. И черт его знает, почему. Вроде бы и простота, открытость звука должны способствовать, но нет. Понимание цельности записанного альбома приходит со временем. Вместе с этим, звук начинаешь реально чувствовать, начинаешь чувствовать и стоящие за ним эмоции и идею.
The Great Red Spot is a persistent anticyclonic storm on the planet Jupiter, 22° south of the equator, which has lasted for at least 177 years and possibly as long as 342 years or more. The storm is large enough to be visible through Earth-based telescopes. It was probably first observed by Giovanni Domenico Cassini, who described it around 1665. The spot has been noticeably red at times throughout its observed history, yet has not been appreciably red in the visible spectrum since a rather brief period in the mid 1970s.
Storms such as this are not uncommon within the turbulent atmospheres of gas giants. Jupiter also has white ovals and brown ovals, which are lesser unnamed storms. White ovals tend to consist of relatively cool clouds within the upper atmosphere. Brown ovals are warmer and located within the «normal cloud layer». Such storms can last hours or centuries.
Before the Voyager missions, astronomers were highly uncertain of the Red Spots nature. Many believed it to be a solid or liquid feature on Jupiters surface.
The Great Red Spot один большой «космический» трип. Большое Красное Пятно древний шторм, функционирующий независимо от нашей воли, наших чувств и побуждений. Большая загадка величиной с нашу планету. Жизнь на Земле идет своим чередом, мы теряем людей, умираем сами, происходят войны и разрушения, человечество само рубит сук, на котором сидит. А красное пятно вращается, как глаз, наблюдающий за нами, гарант незыблемости нашего мирка. Музыка затерявшихся где-то там в космосе, без надежды на спасение: там есть время подумать о том, чем занимался, чем был и кем стал. Возможно, даже понять, кто ты такой и чего хочешь от жизни. А потом умереть. Очень забавно, умереть тогда, когда возможно поймешь, зачем, собственно, жить.
4 трека. За этот час музыки можно показать куда больше, чем можно себе представить на первый взгляд. 4 трека, час концептуальной инструментальной музыки немного меньше, чем достаточно. У слушателя всегда должно оставаться чувство, что еще чуть-чуть и альбому хватит. Очень важно попасть на эту тонкую грань, чтобы было ни больше, ни меньше.
Первые 3 минуты Apple ровно тот пост-рок, что нравится решительно всем. Мягкий, забавный, игривый. Этакий домик в деревне с пасторальными пейзажами, улыбающейся бабушкой из рекламы и самодостаточностью детства. Полутороминутный нойзовый саундскейп альбом начался. Apple один из самых обнадеживающих треков альбома. Самое мягкое звучание, саркастический, слегка издевательский хард-рок. На концерте в Театре Кукол сидящие впереди меня девушки даже начали немного подергиваться будто в танце. Смешные.
Venus трек, которому должны завидовать все любимчики западной музыкальной прессы, вроде Immanu El или Scraps of Tape. На него должны молиться те дебилы, которые сейчас начали заполнять все возможные форумы со своими высказываниями в духе «эта почти также крута, как и God is an Astronaut, но не так круто». Очень цельный, грустный трек. Любимчик моего плеера, между прочим уже и не помню, когда я его туда закинул, пережил все чистки. Одна из немногих композиций моего «ночного» плейлиста, куда входят Boschs With You и Aidan Baker: грустная и цельная. «Под это хочется жить» сказала девушка сзади меня, когда музыканты играли то, что идет вначале первой минуты секунд. Руки на подлокотник, глаза закрыты. Никто рядом не болтает, даже те эмодурочки, что спереди. Люди слушают других людей. Другие люди играют неземное. Начало 7 минуты тоже уносит.
The Great Red Spot. В общем, self-titled альбома лучший трек, что я слышал из русской музыки в этом году. Нужно быть очень смелым, чтобы записать этот трек. 3 минуты шумов поезда, каких-то автомобилей и индустриальной повседневности. Еще 2 перегруженного монотонного риффа. Уже за одно это можно либо любить, либо ненавидеть. Когда одни заканчивают, эти только начинают. В лучших традициях Godspeed You! Black Emperor, ага. Монументальное пост-рок полотно на 23 с половиной минуты, с 15 логическими частями (если я правильно посчитал. эмбиент включил). Крепкие рифы, мощнейщее заигрывание с металлкором (12:2314:30) самая яркая эмоция альбома, пожалуй. Жалко, что на концерте они не кричали. В студийной записи пробирает до глубины души. Как укор эмо, где и когда нужно кричать. TGRS единый крик отчаяния, вселенская скорбь. Вместе с тем, это самый трудно понимаемый кусок альбома. Чтобы прочувствовать его от начала до конца потребуется не одно прослушивание. Оно того стоит.
Aurora Borealis идейно состоит из двух частей. Первая часть какая-то слишком металлюжная и моим сознанием совершенно не воспринимаемая. Но с 2:45 начинается лучшее, что я слышал в русской музыке вообще (как-то мне самому не нравится, что я тут постоянно повторяю «лучшее» и «лучший»). Но никуда не денешься эта часть меня реально вгоняет в экстаз. Совершенно неземная музыка, очень светлая и одновременно какая-то надрывная. Этакий реквием, когда не хочется плакать, но отчаянно хочется верить в лучшее. И, внимание, в самом конце трека щелчок. За этот щелчок можно продать душу. Апплодирую стоя. Живьем сносит напрочь.
Если говорить по существу, то The Great Red Spot пока я считаю лучшим русским альбомом этого года. В Everything is Made in China, бейте меня ногами, я верю не сильно. Единственное, что еще может его подвинуть предстоящие релизы Boschs With You и Light Under Water. Ждем.
Интересные факты: я владелец 389-ой копии альбома.
Вообще, в сети альбом найти очень просто. Даже в 320 или V0. Хуже ищется в FLAC. Кстати, FLAC этого альбома последняя моя раздача на Оинке. Так и не успел никто докачать. Если кому-то уж сильно приспичит, выложу куда-нибудь.
Я тут обещал написать отчет с концерта в Театре Кукол. В общем, у меня не получается подобрать нормальных слов. Было божественно. Некоторые отрывки есть и в тексте выше, но это все осколки впечатлений. Самое большое удивление какие же Silence Kit застенчивые. Даже не верится, что эти скромняги гранды нашей пост-рок сцены. Те же Where Are You Liam выглядели уверенее (кстати, они мне понравились не очень. Пресноватая музыка слегка).
Фотки можно посмотреть тут, тут и даже тут. Как и следовало ожидать, на фотографиях ни одного .flintа не замечено, хотя фотографы постоянно были рядом.